Блог интернет-маркетолога

Блог интернет-маркетолога

Как заказать технический текст. Памятка заказчику

Копирайтерам свойственно ошибаться. Промахам, речь о которых пойдет ниже, подвержены мастера пера с любым опытом. Скажу больше, копирайтеры в них почти не виноваты. Но заказчикам от этого не легче.

Ошибки эти называют емкой фразой — «не то»:
  • обзоры вместо инструкций;
  • seo-текст взамен продающего;
  • карточки товаров вместо описания категорий.

Избежать этого можно одним способом — давать четкие задания, не оставляющие возможности понять их неправильно.

Да, составление подробного ТЗ требует времени, зато пишется текст гораздо быстрее и количество правок оказывается заметно меньше чем обычно.

Предоставляйте справочные материалы

Рассчитывать на профессионализм автора,;конечно, можно. Но где гарантия, что он найдет именно те данные, что надо? А сколько он потеряет времени, прежде чем проанализирует информацию из нескольких источников и разберется в теме на уровне выше начального? Если; вообще разберется! Помогать придется все равно. Но кто вернет затраченное время?

У заказчика,;вероятно, имеется техническая документация, которая пока не попала в сеть. И он наверняка знает сайты главных конкурентов, на которых уже представлено много из того, что нужно разместить на сайте. Даже если всю эту информацию предоставить автору, у него уйдет немало времени только на то, чтобы разобраться. А если требовать найти все это самостоятельно… Вы же с ним партнеры, а не противники. Помогая копирайтеру, вы помогаете себе.

Что получается, если не предоставить дополнительную информацию

Для наглядности рассмотрим пример.

Задание: описать смазку для опалубки Эмульсол-М, ее отличия от Эмульсола А, преимущества.

На первый взгляд ничего сложного. Но по «М» информации в сети просто нет. И тогда копирайтер начинает генерировать воду.


Полученный текст, конечно, не безнадежен. Из него понятно, что серия «М» лучше, чем «А». Но конкретика полностью отсутствует.

А теперь представим, что заказчик расщедрился на дополнительную информацию:

Подробности позволили копирайтеру структурировать материал и сделать его понятным.

А ведь без помощи заказчика у него просто не было шансов найти информацию о новом (да и о старом) эмульсоре в сети.

Список источников, которые пригодятся копирайтеру

  • Стандарты (ГОСТы).
  • Технические условия (ТУ).
  • Инструкция, буклеты, видеоролики.
  • Комментарии.

Кто, как не сам заказчик, глубоко разбирается в теме? Только вы сможете понятно донести до автора информация о назначении, свойствах и особенностях товара или услуги. Личное мнение заказчика будет интересно читателям. Подскажите автору, на каких моментах заострить внимание, а о чем упомянуть вскользь.

Помогая копирайтеру, заказчик не только ускоряет написание текста, но и повышает качество. С такими заказчиками и копирайтеры работают с воодушевлением, потому что:
  • контент получается качественным — портфолио для будущих заказов;
  • скорость продуктивной работы прямо пропорциональна доходам.

Согласуйте план статьи

Как еще сильнее оптимизировать взаимодействие между копирайтером и заказчиком? Убедитесь, что однотипные материалы пишутся по одному плану. Проверьте его наличие у исполнителя или пришлите свой.

Унифицированные планы для разных типов страниц — это первый шаг к редакционной политике.

Особенно важна унификация при наполнении больших сайтов. Однотипные технические тексты выглядят профессионально.

Примеры планов для технических текстов:

Базовый план для описаний сложных технических товаров



Базовый план для описания категорий

Речь не о товаре, как в предыдущем плане, а о группе продуктов. Кратко описываются пункты раздела.


Базовый план описания технически сложной услуги

(например, контроль соединений, аттестация персонала, разработка проекта, диагностика оборудования)


Разумеется, эти шаблоны можно и нужно редактировать для каждого конкретного случая.

Определитесь с целевой аудиторией

В технических текстах информация о целевой аудитории особенно важна. Обычно выделяют три группы посетителей технических сайтов:

  • Новички. Для них контент пишется максимально простым языком, с разъяснением терминов и приведением примеров.
  • Опытные пользователи — это продвинутые новички. Они уже разбираются в основах предмета и хотят получить подробности. Для этой категории читателей в тексте должны присутствовать технические характеристики, способы применения и другая полезная практическая информация.
  • Профессионалы. Для них подойдет сжатый и конкретный стиль изложения. Ценится экспертность автора.

Написать один текст для представителей всех трех групп одновременно не получится. На практике это и не требуется. Представители разных групп целевой аудитории редко собираются в одном месте. Поставьте копирайтера в известность, для кого будет предназначен текст, чтобы не получить классическое «не то».

Оповестите исполнителя о назначение материала

В большинстве случаев копирайтер не знает о планах заказчика о назначении текста и это плохо. Один и тот же технический текст будет писаться по-разному, если он окажется:
  • информационным;
  • продающим;
  • инструкцией;
  • обзором;
  • материалом для буклета.

Шаблон для составления ТЗ копирайтеру

Заказчику, как и копирайтеру, не помешает шаблон технического задания. Он поможет не упустить ничего важного и унифицировать подачу материала.

Вот примерный план того, что желательно включить в текст ТЗ



Немного мудрости и терпения

Подробное ТЗ не даст гарантий, что автор напишет идеальный текст с первого раза — доработки бывают в 90% случаев.

Копирайтер не сможет на профессиональном уровне разобраться в теме за короткий срок без вашей помощи. Аргументировано указывайте на ошибки и недочеты и в следующий раз ошибок будет меньше. Да, это требует больше времени, но оно тратится не впустую. Результатом такого сотрудничества будет качественный текст и плодотворное сотрудничество с автором, знакомым с вашими требованиями и разбирающимся в теме.
Копирайтинг