Ошибки эти называют емкой фразой — «не то»:
- обзоры вместо инструкций;
- seo-текст взамен продающего;
- карточки товаров вместо описания категорий.
Избежать этого можно одним способом — давать четкие задания, не оставляющие возможности понять их неправильно.
Да, составление подробного ТЗ требует времени, зато пишется текст гораздо быстрее и количество правок оказывается заметно меньше чем обычно.
Предоставляйте справочные материалы
Рассчитывать на профессионализм автора,;конечно, можно. Но где гарантия, что он найдет именно те данные, что надо? А сколько он потеряет времени, прежде чем проанализирует информацию из нескольких источников и разберется в теме на уровне выше начального? Если; вообще разберется! Помогать придется все равно. Но кто вернет затраченное время?У заказчика,;вероятно, имеется техническая документация, которая пока не попала в сеть. И он наверняка знает сайты главных конкурентов, на которых уже представлено много из того, что нужно разместить на сайте. Даже если всю эту информацию предоставить автору, у него уйдет немало времени только на то, чтобы разобраться. А если требовать найти все это самостоятельно… Вы же с ним партнеры, а не противники. Помогая копирайтеру, вы помогаете себе.
Что получается, если не предоставить дополнительную информацию
Для наглядности рассмотрим пример.Задание: описать смазку для опалубки Эмульсол-М, ее отличия от Эмульсола А, преимущества.
На первый взгляд ничего сложного. Но по «М» информации в сети просто нет. И тогда копирайтер начинает генерировать воду.
Полученный текст, конечно, не безнадежен. Из него понятно, что серия «М» лучше, чем «А». Но конкретика полностью отсутствует.
А теперь представим, что заказчик расщедрился на дополнительную информацию:
Подробности позволили копирайтеру структурировать материал и сделать его понятным.
А ведь без помощи заказчика у него просто не было шансов найти информацию о новом (да и о старом) эмульсоре в сети.
Список источников, которые пригодятся копирайтеру
- Стандарты (ГОСТы).
- Технические условия (ТУ).
- Инструкция, буклеты, видеоролики.
- Комментарии.
Кто, как не сам заказчик, глубоко разбирается в теме? Только вы сможете понятно донести до автора информация о назначении, свойствах и особенностях товара или услуги. Личное мнение заказчика будет интересно читателям. Подскажите автору, на каких моментах заострить внимание, а о чем упомянуть вскользь.
Помогая копирайтеру, заказчик не только ускоряет написание текста, но и повышает качество. С такими заказчиками и копирайтеры работают с воодушевлением, потому что:
- контент получается качественным — портфолио для будущих заказов;
- скорость продуктивной работы прямо пропорциональна доходам.
Согласуйте план статьи
Как еще сильнее оптимизировать взаимодействие между копирайтером и заказчиком? Убедитесь, что однотипные материалы пишутся по одному плану. Проверьте его наличие у исполнителя или пришлите свой.Унифицированные планы для разных типов страниц — это первый шаг к редакционной политике.
Особенно важна унификация при наполнении больших сайтов. Однотипные технические тексты выглядят профессионально.
Примеры планов для технических текстов:
Базовый план для описаний сложных технических товаров
Базовый план для описания категорий
Речь не о товаре, как в предыдущем плане, а о группе продуктов. Кратко описываются пункты раздела.Базовый план описания технически сложной услуги
(например, контроль соединений, аттестация персонала, разработка проекта, диагностика оборудования)Разумеется, эти шаблоны можно и нужно редактировать для каждого конкретного случая.
Определитесь с целевой аудиторией
В технических текстах информация о целевой аудитории особенно важна. Обычно выделяют три группы посетителей технических сайтов:- Новички. Для них контент пишется максимально простым языком, с разъяснением терминов и приведением примеров.
- Опытные пользователи — это продвинутые новички. Они уже разбираются в основах предмета и хотят получить подробности. Для этой категории читателей в тексте должны присутствовать технические характеристики, способы применения и другая полезная практическая информация.
- Профессионалы. Для них подойдет сжатый и конкретный стиль изложения. Ценится экспертность автора.
Написать один текст для представителей всех трех групп одновременно не получится. На практике это и не требуется. Представители разных групп целевой аудитории редко собираются в одном месте. Поставьте копирайтера в известность, для кого будет предназначен текст, чтобы не получить классическое «не то».
Оповестите исполнителя о назначение материала
В большинстве случаев копирайтер не знает о планах заказчика о назначении текста и это плохо. Один и тот же технический текст будет писаться по-разному, если он окажется:- информационным;
- продающим;
- инструкцией;
- обзором;
- материалом для буклета.
Шаблон для составления ТЗ копирайтеру
Заказчику, как и копирайтеру, не помешает шаблон технического задания. Он поможет не упустить ничего важного и унифицировать подачу материала.Вот примерный план того, что желательно включить в текст ТЗ
Немного мудрости и терпения
Подробное ТЗ не даст гарантий, что автор напишет идеальный текст с первого раза — доработки бывают в 90% случаев.Копирайтер не сможет на профессиональном уровне разобраться в теме за короткий срок без вашей помощи. Аргументировано указывайте на ошибки и недочеты и в следующий раз ошибок будет меньше. Да, это требует больше времени, но оно тратится не впустую. Результатом такого сотрудничества будет качественный текст и плодотворное сотрудничество с автором, знакомым с вашими требованиями и разбирающимся в теме.