Создай свой сайт бесплатно!
Продвигай сайт самостоятельно
30.06.2011

Монетизация интернет-проектов: опыт систематизации

Подавляющее большинство сайтов сети являются катастрофически убыточными. Они требуют расходов на оплату домена, хостинга, занимают время и силы своих владельцев, не принося взамен никакого дохода. Между тем деньги в сети, конечно же есть — главное знать, где искать и делать это с умом. 

Проблема монетизации

Процесс обращения чего-либо в деньги, называется монетизацией. В интернет-маркетинге под монетизацией чаще всего подразумевается конвертация трафика (то есть посещений сайта и просмотров страниц) в свободно конвертируемые денежные знаки.

Проблема монетизации стоит для каждого интернет-ресурса тем острее, чем больше он пожирает средств на собственное поддержание, обслуживание и развитие. К сожалению, практика создания проектов без готовой бизнес-модели является общепринятой и характерна не только для энтузиастов-сайтостроителей, но и для многих крупных компаний. Можно привести в пример множество крупных интернет-проектов, существование которых возможно исключительно благодаря финансовой подпитке инвесторов.

Между тем, проблема монетизации интернет-проектов (безусловно актуальная) не так уж проблематична, простите за тавтологию. Чтобы понять, где можно «поднять» денег на вашем сайте, прежде всего нужно хорошенько оглядеться, провести своего рода инвентаризацию и оценить характер и потенциал своего сайта и его аудитории.

Давайте начнем с общих рассуждений: откуда вообще в интернете деньги? По-большому счету из двух источников: от представителей бизнеса и простых пользователей. Первые вкладывают деньги, с целью их приумножить (раскрутка и продвижение, реклама), вторые являются потребителями различных товаров и услуг. Следовательно, чтобы заработать денег в интернете, нужно включиться в одну из цепочек перераспределения денежных средств: рекламную либо торговую.

Поскольку типы проектов бывают очень разные, то и схемы монетизации также могут быть весьма различными. Хорошо известны, например, такие специфические направления, как монетизация социальных сетей и блогов. Свои способы монетизации есть также у развлекательных порталов, онлайн-СМИ и различных нишевых проектов. При всем многообразии, они могут быть логически разделены на четыре классических схемы, по способу извлечения денег.

 

B2C

Эта схема монетизации интернет-ресурса построена на прямых продажах интернет-проектом пользователям. Первое, что можно привести здесь в пример — это интернет-магазины, однако их бизнес-модель и так очевидна, поэтому давайте рассмотрим, что же еще могут продавать сайты, напрямую для этого не предназначенные.

На самом деле — что угодно, хоть участки лунной поверхности. Если ресурс достаточно популярен, то он может ввести даже платную регистрацию. Ниже мы приводим далеко не полный перечень, сгруппированный по типам интернет-проектов.

Социальные сети

всевозможные дополнительные услуги, внутренняя валюта, регистрация.

Порталы (форумы, трекеры)

контент, доступ к контенту, премиум-аккаунты.

Информационные ресурсы

платный доступ к материалам (статьи, исследования, законодательная база и т.п.)

Блоги (домашние странички)

платный доступ к материалам (образовательные курсы, электронные книги), контенту, сбор пожертвований.

C2B

Схема «Costumer to Business» подразумевает, что интернет-проект в этом случае получает деньги не с рядового посетителя, а с представителей бизнеса за некий товар, услугу или право. Это, пожалуй, наиболее распространенная на сегодняшний день схема монетизации ресурса.

Социальные сети

Инвестиции, реклама.

Порталы (форумы, трекеры)

Инвестиции, реклама.

Информационные ресурсы

Инвестиции, реклама, пазмещение рекламных материалов и удаление провокационных.

Блоги (домашние странички)

Реклама (чаще контекстная), размещение рекламных материалов (только для популярных ресурсов).

B2B

Данная схема подразумевает, что интернет-ресурс предоставляет некие возможности для осуществления бизнеса. Поскольку основные деньги электронной коммерции лежат в продажах, то некоторые умные люди придумали помогать торговцам осуществлять эти продажи. Причем речь может идти не только о непосредственных продажах, но и о раскрутке торговой площадки и других услугах.

Социальные сети

Продажа персональных данных пользователей, поведенческая реклама, торговые площадки (аукционы, прайсы).

Порталы (форумы, трекеры)

Партнерские программы (мобильный контент, рефераты и т. п.), торговые площадки (аукционы, прайсы, доски объявлений), продажа трафика.

Информационные ресурсы

Продажа интернет-трафика (переходов), платные пресс-релизы, пресс-портреты, мониторинг СМИ.

Блоги (домашние странички)

«Реклама в блогах»(участие в PR-кампаниях), партнерские программы, продажа ссылок, трафика.

С2С

Эта модель предполагает получение прибыли благодаря продаже товаров и услуг между пользователями. Это ресурсоемкая в плане реализации модель. Обычно она представлена интернет-аукционами и социальными сетями. Однако, если аукционы изначально ориентированы на нее, то социальные сети додумались до такого способа монетизации сравнительно недавно. А если это смогли социальные сети, почему бы их опыт не перенять порталам, форумам и другим сайтам?

Социальные сети

Внутренняя валюта, аукционы.

Порталы (форумы, трекеры)

Внутренняя валюта, аукционы.

Информационные ресурсы

Простор для фантазии.

Блоги (домашние странички)

Простор для фантазии.

Какую модель выбрать?

Разумеется, ваша собственная модель монетизации не обязательна должна соответствовать только одной из перечисленных выше. Проект может (и должен) ориентироваться на все из них сразу — это лишь раскроет его потенциал в большей степени.

Однако при построении каждой конкретной модели монетизации интернет-ресурса стоит уделить внимание еще и на такой немаловажный фактор, как характер аудитории вашего проекта. Большая она или маленькая? Смешанная или целевая?

Например, для сайтов с высокой посещаемостью и большим ядром отлично подойдут практически все схемы. Сайты с большой посещаемостью, но размытой аудиторией - преуспеют в продаже трафика и медийной рекламы. Небольшие проекты с целевой аудиторией имеют высокий процент конверсии и хорошо заработают на контекстной рекламе или платном доступе к материалам. И даже у совсем маленьких сайтов нет причин для пессимизма: имея более-менее приличные SEO показатели, они вполне могут монетизироваться через продажу ссылок.